Борис Васильев.
Письменный ответ по повести Бориса Васильева "Завтра была война".
Повесть Бориса Васильева «Завтра была война» написана необыкновенно легко. В ней писатель показывает жизнь школьников. Думаю многим моим ровесникам, также как и мне, интересно узнать о жизни их сверстников в тяжелые довоенные годы. Интересно знать наше прошлое, заглянуть в частичку истории, ведь тогда тоже были ученики, но со своими переживаниями и заботами, да и время было все-таки очень тяжелое, и хотя теперь жизненные ценности теперь другие, я думаю, от этого прошлого не стоит закрываться. Вообще, человеку, если он действительно ЧЕЛОВЕК, глупо отрекаться от истории, а значит от истины. Вполне естественно, что со сменой поколений ужасы войн забываются, так и должно быть, душевные раны, тоже должны восстанавливаться, это просто необходимо для дальнейшей жизни, на место одних забот приходят другие. Чего стоят одни военные действия в Чечне или прошедшая война в Афганистане. Они повлекли за собой не менее жуткие последствия: сколько исковерканных судеб и переломанных жизней они оставили. Война – это всегда бедствие, но это должен понимать не только народ, но и те, кто ведет его на войну.
Васильев в своей книге «Завтра была война» не описывает сами военные действия, события развивающееся в книге происходят тогда, когда люди еще даже не догадываются о предстоящем бедствии. Но книга интересна тем, что в ней писатель приоткрывает заслонку над истиной. Ведь в те годы не только одна Искра не могла сопоставить действительные факты с голосом сердца, а судьба детей из 9 «Б» совсем не единична. Но сомневаются в существующих порядках не только дети, также смутно строят догадки, переживая за судьбу Вики и ее отца, взрослые. Не совместим смысл происходящего с реальным положением дел, вот почему растерян Коваленко: «но где тут смысл, скажите мне? Признанный товарищ, герой гражданской войны, орденоносец». Эта неувязка так характерна для довоенных лет. Это и есть основная проблема поднятая Васильевым в своем произведении. Он раскрывает тему путем передачи детских впечатлений, как самых наивно-чистых, они не могут быть обманом, детям незачем прятаться и выдумывать. Мы видим удивление Искры от прочитанного Викой стихотворения Есенина, оно вполне обосновано, стихотворение действительно красивое, однако существующий строй считает его автора "упадническим" поэтом. Где-то подсознательно появляется мысль об обмане. Дети чувствуют, что правы в стремлении помочь Вике, они понимают, что отстранение ее от комсомола неверно, они лучше, взрослых понимают, что нельзя наказывать детей за ошибки их отцов. Мышление Искры, характерное для того общества, и идеальное для него, но это мышление машины, которая живет по заданным формулам. А жизнь непредсказуема, ее невозможно затолкать в ограниченные рамки, с единственно верным решением. В ней приводя разные доказательства и приходя к разным ответам, различные люди могут быть одинаково правы. Ведь смерть Вики была далеко не отказом от борьбы, не слабоволием, как считает мать Искры, хотя сама понимает, что это не так, что девочка не смогла вынести безысходности и несправедливости. Что это своего рода молчаливый протест. А потом наступил тысяча девятьсот сорок первый год… И Васильев показывает, что же стало с этими детьми, прошедшими войну. Они остались такими же непреклонными, целеустремленными и правдивыми, многие из них отдали свои жизни ради победы, также как и в случаи Верочки, найдя «правду» они стояли за нее, сколько смогли и как могли. Васильев очень интересно передает характеры детей, их увлечения и взаимоотношения с взрослыми. Каждый ребенок – это сложный своеобразный и абсолютно идентичный мир.
Я никогда раньше не читала книг этого автора, и так получилось, что даже фильмов не смотрела снятых по его книгам, но теперь прочитав повесть «Завтра была война» мне захотелось ознакомиться с другими произведения этого автора или посмотреть фильм.
Васильев сам был кадровым военным, испытал многие несправедливости на себе, и потому его книгам невозможно не верить, ведь если писатель рассказывает о реальных событиях, его стоит выслушать, стоит читать.
Письменный ответ по роману Бориса Васильева «В списках не значился»
В основу романа легла книга Смирнова «Брестская крепость», она написана на основе реальных фактов. Обелиск, на котором среди других фамилий было имя Николай, дало толчок Васильеву для задумки романа «В списках не значился». Герой его произведения прошел через все тяготы обороны, безропотно приняв лишения, он не требует ни орденов, ни медалей. Ему не нужна слава, так как для него это, прежде всего слово чести. И он не рассчитывает даже на то, чтобы в памяти у потомков осталось хотя бы его имя. В его образе автор обобщил многих известных ему солдат.
В романе меня потрясла перемена, происшедшая с главным героем: в крепость он приезжает зеленым юнцом, а в конце произведения мы видим «столетнего старика». Я отчетливо представляю себе сцену выхода лейтенанта из темной сырой крепости на свет. Только тогда до меня, наконец, дошло, насколько изменился главный герой. Сколько силы в этом двадцатилетнем юноше! Он взвалил на свои плечи, казалось бы, непосильную ношу и мужественно нес ее до конца.
Плужников свято верит в правоту своих суждений, он не сомневается, что победа останется за русскими войсками. В его сознании, как и у многих миллионов солдат, не умещается мысль о возможности поражения. Вера в незыблемость идеалов придает ему силы. Автор показал нам многих героев, но, по словам старшины: «Сколько верст до Москвы знаешь… Тысячи. И на каждой лежат такие же, как мы с тобой не лучше и не хуже». Выходит, что лейтенант далеко не один, и только вместе они одолеют врага. Вот почему его так образовало сообщение, что враг разбит под Москвой. Вызывает восхищение, что он не считает себя героем, а эту странную дорогу выбирает, как единственно верную, потому что его душа не приемлет другого. Даже немецкий генерал ему отдал честь, а солдаты стояли в шеренге, подтянувшись, и всем видом выражали уважение этому человеку.
Дата гибели Плужникова, совпадает с одним из знаменательных дней – полетом в космос Гагарина, двенадцатого апреля. Этим Васильев увековечил поступок своего героя и поднял его до рамков подвига. Еще Твардовский в стихотворении «К космонавту» приравнивал взлет в космос к будничным каждодневным подвигам Отечественной войны.