Лев Николаевич Толстой «Война и мир». Кутузов и Наполеон.
Центральное событие романа – война 1812г. Центральные фигуры – Кутузов и Наполеон. При оценке этих двух исторических личностей Толстой приходит к критериям добра и зла. Так добром и «светом» в романе является Кутузов, а злом и «тенью» - Наполеон. Именно как сила порождающая войну изображается в романе бонапартизм. Наполеон олицетворяет зло и насилие, в людях он видит лишь материал для своего возвышения. Для него лож и воровство являются привычным делом, он уверен, что наворованные ценности – его законная собственность. Он «обласкал принцев, королей и императора, которые того заслуживали, побранил королей и принцев, которыми был недоволен, одарил своими собственными, то есть взятыми у других королей жемчугами и бриллиантами императрицу австрийскую». Толстой при описании внешности Наполеона выпячивает неприятные детали его черт, привлекая читателя к «толстым плечам», «выставленному животу», «пухлой руке», с целью высмеять и показать ничтожность человека, возомнившего себя богом. В лексиконе этого бога самое употребляемое слово «я». Он искренно верит в безгрешность всего того, что говорит и делает. «В его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это». Автор не отрицает искусство Наполеона как полководца, в тоже время преподносит это искусство так, что заставляет задуматься о его смысле и значимости. В эпизодах бородинского сражения Наполеон напоминает скорее бесчувственную машину, чем человека. Эта машина совершенно, равнодушна к гибели, которую несет людям, ей не дано понять и оценить цену человеческой жизни. Наполеон бесчувственен и высокомерен не только во время сражения, в нем вообще нет ничего естественного, натурального. Подойдя к портрету своего сына, он «делал вид задумчивой нежности». Такое умение «изменять произвольное выражение лица» является для него естественным. И это естественное притворство на время покидает его на бородинском поле и приоткрывает заслонку, скрывающую его истинную личность «известие о том, что русские атакуют левый фланг французской армии, возбудило в Наполеоне… ужас». Попав в необычную для него ситуацию, он меняется на глазах, делает «гневные жесты», говорит Боссе «убирайтесь», не слышит, что ему говорят. Его былая уверенность сменяется нерешительностью, рассеянностью. И вот уже в конце сражения мы видим совсем другого человека. «Желтый, опухший, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и осипшим голосом, он сидел на складном стуле…». Сейчас он представляет собой жалкое зрелище. Возомнив себя богом, он свято поверил в свою непорочность и безошибочность, он думал,что ему дано распоряжаться человеческими судьбами; и планы рожденные у него вголове, всегда неминуемо должны осуществиться, но теперь он видит, что его расчеты далеко не истина и умение правильно рассчитывать шаги и расставлять фигуры еще не значит выиграть сражение. Недаром Толстой сравнивает Наполеона со счастливым игроком «и вдруг именно тогда, когда он рассчитал все случайности игры, чувствует, что чем более обдуман его ход, тем вернее он проиграл». Теперь-то Толстой и выносит ему приговор «До конца жизни своей не мог он понимать ни добра, ни красоты, ни истины…» Это приговор не только Наполеону, но и всем кто живет по тем же принципам, это приговор тем, кому не дано понять истину любви и жалости к людям. Толстой еще раз говорит о бессмысленности интриг и других стремлений никчемных жалких людей, все эти страсти приводят к еще более бессмысленным войнам, во главе которых стоит злой гений – Наполеон, которому для удовлетворения своего эгоизма не нужно задумываться, чтобы принять решение и попытаться стереть с лица земли города и целые народы.
Антиподом Наполеона, носителем идей народной войны в романе является Кутузов. Через образ Кутузова автор передает свою неприязнь к парадности, пышности одеяний и фраз. При описании внешности главнокомандующего он вскользь упоминает «пухлое, изуродованное лицо», но «особая улыбка» сглаживает эти детали, делая их мелкими и несущественными, ведь куда важнее то, что «губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы», когда он узнает от Андрея о смерти старика Болконского. В лице Кутузова автор раскрывает значение истинного патриотизма. Именно в нем Толстой заложил народное начало, противопоставленное эгоистическому, корыстно-рассудочному настрою светского общества. Кутузов точно знает, что для русских людей, для простого солдата, будет хорошо, а что плохо. «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности ей нужен свой, родной человек». Он тонко чувствует настрой солдат перед началом Бородинского сражения, его нельзя обмануть, как Барклая де Толи, который: «видя толпы отбегающих раненных и расстроенные зады армии, взвесив все обстоятельства дела, решил, что сражение проиграно…» Эта уверенность в победе «вытекала не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же, как и в душе каждого русского человека». На Бородинском поле выявляется талант Кутузова, как полководца, который, прежде всего, заботится о солдатах, понимая их значимость в предстоящем сражении и все силы прилагавший на то, чтобы поддержать этот дух в армии. Кроме того, он стремиться руководить этой силой, называемой духом войска. Кутузову чуждо увлечение внешними эффектами, его коробит от наигранности слов Бенигсена, сказанных на советах в Филях. Кутузов не признает выражение патриотизма от людей, играющих в него, он не в состоянии понять «театральных эффектов», всякая наигранность, неестественность вызывает внем протест, его душа приемлет лишь натуральные чувства, четко различая всякую подделку. Итак, в образе Кутузова Толстой воплотил исконно русский характер, обладающий истинным патриотизмом, гениальностью полководца, отсутствием подобострастия перед императором. Его непритязательная внешность подчеркивает границу между ним и слугами Александра, которые щеголяли на роскошных конях, но были совершенно бесполезны при настоящих боевых действиях. В Кутузове совершенно исключены эти качества, его правда и величие – истинное, так как залогом этим качествам является естественность и простота. На примере Кутузова Толстой показал истинного командира, понимающего дух народа и составляющего с ним единое целое.
Толстой раскрывает образы Кутузова и Наполеона в романе шире и глубже, нежели это может показаться с первого взгляда. Он не только проводит разделительную борозду между этими двумя полководцами, но и делит остальных героев на два противоположных лагеря. Лагерь Наполеона включает в себя – Курагиных, Анну Павловну, Шерер, Веру Ростову, Александра и других. К лагерю Кутузова относятся такие герои, как Тимохин, Денисов, Наташа Ростова, Марья Болконская и другие. Название для этих двух групп можно взять вывести из названия романа, одна группа «война», другая«мир», настолько же эти группы противопоставлены друг другу. В людях, тяготеющих к Кутузову идеи мира, люди находящиеся в лагере Наполеона наделены «наполеоновскими» чертами, они способствуют возникновению войн. Здесь значение война взято глубже, это не только непосредственно сами боевые действия, а скорее оно характеризует некоторую силу разъединения, которая противостоит нормальному, естественному укладу жизни, вызывая в нем волнения, и разрушая его. Так, например, Анатоль Курагин, яркий пример паразитирующего класса, живущий исключительно для себя, без малейшего представления о марале, вот как автор коротко и исчерпывающе его характеризует: «одно, что он любил, - это быловеселье и женщины». Еще более стремительно втягивается в порочный круг «светского общества» Борис Трубецкой. Карьеризм, желание разбогатеть, познать «сладости жизни», все это разрушает внутренний мир этого героя, делая его еще одним жалким никчемным человеком, живущим для удовлетворения лишь своего «я». Император Александр, несмотря на его войну с Наполеоном схож внутренне сним. Их роднит легкомысленное отношение к людям, к народу. А сколько смысла вложено в обращении Наполеона к Александру: «Государь, брат мой». Толстой подчеркивает «братскую» связь между этими двумя «великими» людьми. Но роднит их не только легкомыслие, сколько не умение чувствовать душой, воспринимать, то, что не выразить словами. Именно так поверхностно оценивает душевное состояние Сони и Николая, Вера: «Соня с Николенькой теперь встретились на «вы» и как чужие». Жизнь исключительно рассудком свойственна всем героям «приближенным» к Наполеону. Не задумывается одушевном отдыхе своих гостей Анна Павловна Шерер, ее вечер всем хорош для «светского» человека, но от пустых, все время повторяющих разговоров, от лиц сияющих «подобием улыбки» здесь становилось скучно князю Андрею. Внешняя театральная пышность привлекает Берга, его вечер ничем не отличается от увиденного им в гостиной Шерер и это его радует. Он – лакей, который во всем старается подражать своим господам. Именно поэтому его больше волнует шифоньерка, чем раненные (при оставлении Москвы). Попирание человеческих чувств, равнодушие к стремлениям других все это естественно для Берга, Эллин, князя Василия и других. Эта «естественность» и «дарует» всем этим героям Наполеоновские качества, начало которых в застывших улыбках, а конец и трагедия в лишенных смысла буднях. Эти герои не ищут себя в жизни, они стремятся лишь к внешнему благополучию, лишая себя тем самым основного – душевных переживаний, чувств. Такова их суть – внутри красивого фантика – пусто… Эта пустота является основным препятствием жизни, как заноза в руке, вокруг которой всегда будет образовываться гной, пока ее не вытащат ,вызывает она «загнивание», конфликты в среде нормального живого общества, разрушая органические, естественные взаимоотношения между «настоящими», естественными людьми.
Простые деятельные, живые люди, подобные Наташе, Пете, Николаю – исторические деятели более, нежели Наполеон, это движущиеся герои, люди ищущие. Свет и движение в романе представляет Наташа, естественность и простота которой, звучит в романе как гимн правды. «Наташа – сама жизнь! И жизнь никогда и никого не ждет…». «Жизнь не терпит рассудочных схем». Непритязательный внешний вид имеет княжна Марья. Но опять, как и при описании Кутузова, Толстой приоткрывает внешнюю обертку спомощью «лучистых глаз» и за ней мы видим не пустоту, а богатый внутренний мир героини. Марья, как и Наташа не любит громких слов и показного проявления высоких чувств. Все герои, тяготеющие к Кутузову, наделены патриотизмом, например, граф Ростов, слушая манифест, прослезился и заявил: «Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем». Этот патриотизм хоть и непродуманный, но бескорыстный, идущий от всего сердца. Наташа поддерживает порыв своего отца: «Что за прелесть, этот папа!». Ее коробит от смеха Шиншина – «Вот так патриотка!». Наташа тонко чувствует фальшь и потому не любит громких слов. «Совсем не патриотка, а просто». Точно также чувствует фальшь и Петя Ростов, говоря о патриотизме, он чувствует, что здесь нужно не говорить, а делать. «Я ничему не могу учиться теперь когда… - Петя остановился и покраснел до поту и проговорил-таки, - когда отечество в опасности.
Таким образом, Кутузов и Наполеон в романе – это не только два полководца, а ведущие фигуры задающие направление роману и разграничивающие стремления героев.