Стихотворение с названием молитва есть умногих поэтов, например Лермонтов, Пушкин, Блок, Ахматова. Возможно, Цветаевапросто не захотела от них отставать. Но ее молитва не похожа на остальные. Онакакая-то задорная, игривая, но в ней поэтесса просит бога не о счастливойжизни, а о смерти. Стихотворение было написано в день именин, когда поэтессеисполнилось семнадцать. Возможно она находилась под влиянием моды того времени.Но своей необычной просьбой к богу она сильно выделилась от остальных поэтов. Ив тоже время драматичности в стихотворении нет. Цветаева задумывалась о смерти,она даже мечтала умереть рано, но это стихотворение, скорее обещание о том, чтоона будет творить, обещание «расправить крылья». У Цветаевой, так же как и у других поэтовбыло несколько «молитв». Одна из них написана уже в более сознательном возрастеназывается «молитва за столом», в ней поэтесса грустит о любви. В этой молитве,так же как и своей первой, она обращается к Христу и Богу одновременно. Но тутпросьба приобретает смысл, она просит за другого.
Мне счастья не надо, - ему Отдай мое счастье, Бог!
Но только - дай счастье ему, О,дай ему счастье, Бог!
Этоуже другая молитва, она похожа слогом на «привычные» молитвы (Лермонтов,Пушкин), такими они должны быть. В ней уже есть цель, она не просит непонятногочуда, чуда которого не видела, теперь ее просьба о вполне «конкретном» счастье,счастье для дорогого ей человека. Тем более интересной становится первая,еще не зрелая Цветаевская молитва, в которой автор еще только пробует играть ссочетанием слов. Это стихотворение становится очень наивным и одновременноочень легким, лишенным приземленности, наполненным романтикой, ожиданиемволшебства, чудес. Это молодость в неговдохнула что-то живое, и, читая мы «заряжаемся жизнью».
|
Марина Цветаева – поэт «серебряного века». Первые ее стихи вышли в 1910 году. Стихотворение «Молитва» вошло в первый цикл «Вечерний альбом» и было отмечено такими поэтами, как Брюсов, Волошин, Гумилев. В стихотворении Цветаева обращается к богу:
Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня!
Поэтесса знала о своем предназначении, она видела силу своего таланта и считала его дарованием Бога!
Ты сам мне подал – слишком много! Я жажду сразу – всех дорог!
Для ранних стихов Цветаевой не характерна нота трагизма, хотя впоследствии ей предстоит стать одним из трагических поэтов двадцатого века. Однако последние строчки стихотворения «Молитва» говорят сами за себя.
Ты дал мне детство – лучше сказки И дай мне смерть – в семнадцать лет!
Некоторые критики считают,что эта мысль о смерти могла быть данью моде. Но я поняла эти строки по-другому. Для меня в этом стихотворении смерть звучит не как финал жизненного пути, а как наивысший подъем жизненных чувств, как конечная точка достижения совершенства. И именно к этой точки познания, стремится юная Цветаева. Принято считать, что перед смертью человек достигнет своего предназначенья и поэтесса стремится выплеснуть себя всю, сразу. Выплеснуть в тот момент пока еще жизнь неутеряла свои краски.
О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня.
Особенной доверительности Цветаева достигает тем, что большинство ее стихотворений написано от первого лица. Это роднит ее с читателем. Привлекает красочность сравнений:
Люблю и крест, и шелк, и каски Моя душа мгновений след…
Двусложный размер стиха "Молитвы", как мне кажется, выбран удачно: позволяет передать душевный порыв и отчетливо почувствовать настроение поэтессы. Этого достаточно, чтобы представить себе картину внутреннего мира поэтессы. Но она не только выражает эмоции, она передает гамму противоречивых ощущений читателю, и кажется даже невозможным удержать все вместе, чтобы на самом деле:
Чтоб был легендой – день вчерашний, Чтоб был безумьем – каждый день!
Поэтесса хочет получить от жизни все, что та сможет ей дать, получить немедленно «Теперь, сейчас, в начале дня!». Она не хочет растягивать переживания на дни, недели, годы, ей нужно выплеснуть себя, все то, что она могла бы сделать в течение жизни, она хочет получить сейчас и, отдав себя людям, умереть, опустошенной, но не терзаемой невыполненным и неизведанным. И здесь нет трагичности, здесь жажда жизни, полноценной жизни, всплеска эмоций, всепоглощающая жажда познаний. Цветаева стремится донести свое предназначение, как можно раньше, она хочет быть полезной людям,ей хочется всего:
Гадать по звездам в черной башне Вести детей вперед, сквозь тень…!
Эта жажда познания, жажда жизни и привлекла меня к этому стихотворению. Она как зов души поэтессы, который раскрывает направление ее последующей творческой жизни. Это непокорность, это сила, непреклонность, стремление к свободе, независимости, нежелание терпеть, сносить неурядицы, призыв восстать против, перевернуть жизнь, добиться в ней своего места.
Ты мудрый, ты не скажешь строго «Терпи, еще не кончен срок».
И в тоже время, это совершенно, детская вера в сказку: «Я жажду чуда», эта наивность, наивность молодой девушки. Немало важно, что стихотворение было написано в семнадцать лет, в ее день рождения. Ты дал мне детство – лучше сказки, это прощание с детством, оно прошло, можно оценить какое оно было. А вот последние строки «дай мне смерть в семнадцать лет», можно понять как испуг перед грядущей взрослой жизнью. Но какой тут может быть пафос, какое стремление к смерти, какой приговор, стихотворение оставляет совсем иные чувства, иное настроение, автор переполнен чувствами, желаниями, желаниями жить, творить. Его стремление творить настолько сильное, что он просит бога не о том, чтобы прервать свою жизнь раньше срока не доделав в нем много, а просит о годе, месяце или дне, переполненном эмоциями, в который можно было бы вместить, "перетрогать", пережить все, что отмерено богом на несколько лет. «Я жажду сразу- всех дорог». |
|
© writing-detest
|