Л.Н.Толстой писал роман с 1863 года и к концу 1866 года, поставив на 726-й странице слово "конец", повез его в Москву печатать. К этому времени он уже опубликовал две первые части романа ("1805" и "Война") в журнале "Русский Вестник" и отдельной книгой. 
  Но издать книгу Толстой не смог. Катков уговаривал его продолжать печатать кусками в своем "Русском Вестнике", другие издатели, смущаясь объемом и "неактуальностью произведения", в лучшем случае предлагали автору печатать роман за свой счет.  
  В Чертковской библиотеке Бартенев показал Толстому много материалов, которые писатель захотел использовать в своей книге.
В результате Толстой, заявив, что "всё к лучшему", уехал с рукописью домой в Ясную Поляну и работал над текстом еще два года; "Война и мир" была впервые издана целиком в шести томах в 1868-1869 годах.

 

Лев Николаевич Толстой «Война и мир».

 

Как вы понимаете слова Наташи о князе Андрее: «Он слишком…  слишком хорош… Он не может, не может жить»? Вспомните, какую роль играют в романе оценки Наташи.

 

Толстой делит людей в романе как бы на два типа. Первый тип – это те, кто, предаваясь праздности, спокойно плывет по течению жизни, наслаждаясь каждым ее днем. Эти герои ничего не ищут, кроме покоя, богатства и титулов. Другой тип – это люди «истинные», они тоже плывут по течению, плывут в нем и составляют с ним одно целое. Это те, кто знает счастье спокойной размеренной жизни. Они живут ради семьи, а не ради окружающих, но их жизнь сливается с общим потоком, дополняя его. Попав в течение, направленность и размеренность их жизни становится достоянием.

Но князь Андрей не плывет по течению, он не доверяет жизни, значит, он не относится, ни к первой, ни ко второй группе героев. Его душа стремится к возвышенному идеалу, она хочет вырваться за привычные рамки, но жизненная реальность опускает его на землю. Он едет в штаб, троя планы спасения армии, но задерживается в пути, встретив лекарскую жену, которая просит защитить ее от притеснений офицера. Восстанавливая справедливость, князь чувствует в своей душе брезгливость. Это чувство сходно с тем, которое испытывает профессор, которому вместо научной работы предложили вакансию рабочего.

Андрей не способен удовлетворить свою потребность в героизме столь мелкими его проявлениями. Это вызывает только раздражение в его жаждущей душе. После Аустерлица он отказывается от своих прежних идеалов, понимая, что Наполеон, который его прежде пленил «счастлив от несчастья других». Теперь Болконский ищет величественное в том, что раньше не замечал, пытаясь овладеть простой жизнью, ограничив свой мир до семейных проблем (хозяйство, ребенок). Но такое самоограничение не соответствует коренным основам… его существа». Его жизненные стремления намного шире тех рамок, в которые он пытается их запихнуть. Именно поэтому он столь, активно проводит преобразования среди своих крестьян. Требовательность к жизни, верность Болконскому началу не дает ему простить Наташу. «Князь Андрей считал, что мужчина не должен и не может забывать и прощать». Возвышенность его натуры мешает ему понимать и чувствовать чужое «я».

Наташа тонко подличает сущность человека, проявляя талант художника – абстракциониста. Сравнивая Бориса с Пьером, она говорит, что Друбецкой «узкий…как часы столовые…серый». А Безухов – «тот синий, темно-синий с красным и четвероугольный». У Долохова, признается Наташа, «все назначено, а я этого не люблю». Наташа – воплощение чуткости и справедливости, ее голос  - это голос автора. Но почему тогда Толстой предрешает Андрею его путь?

 Живя разумом, князь не доверяет ему. Разум не может довести его к возвышенному идеалу, вырвать из рамок чуждой ему жизни, так как не признает жизни исключительно во имя любви. Андрей вообще не верит в возможность найти истину, к которой стремится. (на определенном участке своего пути). «То, что справедливо и не справедливо, - не дано судить людям. Люди вечно заблуждались, и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым». В романе Толстой рассматривает философию всепрощения, как истину счастья, то есть идеал, к которому и стремится Болконский. Но на земле  не может быть такой любви. «Всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило никого не любить, значило не жить этой земной жизнью». Поэтому герой должен либо умереть, либо отказаться от познания духовного величия. «Любовь есть бог», - думает князь Андрей перед смертью. Неслучайно это понимание пришло к умирающему, но не к живому человеку. Его идеал (философия Толстого) – это счастье не живых, а мертвых. С таким мировоззрением невозможно жить. Таким образом, Болконский всю свою жизнь пытается плыть против течения, так как именно там находится его всеобъемлющее счастье. Он зовет с собой других, пытаясь тем самым повернуть течение вспять, но это невозможно, так как будучи живым, нельзя вернуться к общему и вечному «источнику». Но и отказаться от своей цели он не может, ведь это для него все равно, что отречься от себя. Для Пьера, Наташи и других Болконский «слишком хорош», он выше их, своими духовными стремлениями к безупречной истине, но жизнь – реальность, поэтому – то он и «не может, не может жить».

 

 

Кутузов и Наполеон. Свет и тень в романе "Война и мир".

 

 

Центральное событие романа – война 1812г. Центральные фигуры – Кутузов и Наполеон. При оценке этих двух исторических личностей Толстой приходит к критериям добра и зла. Так добром и «светом» в романе является Кутузов, а злом и «тенью» - Наполеон. Именно как сила порождающая войну изображается в романе бонапартизм. Наполеон олицетворяет зло и насилие, в людях он видит лишь материал для своего возвышения. Для него лож и воровство являются привычным делом, он уверен, что наворованные ценности – его законная собственность. Он «обласкал принцев, королей и императора, которые того заслуживали, побранил королей и принцев, которыми был недоволен, одарил своими собственными, то есть взятыми у других королей жемчугами и бриллиантами императрицу австрийскую». Толстой при описании внешности Наполеона выпячивает неприятные детали его черт, привлекая читателя к «толстым плечам», «выставленному животу», «пухлой руке», с целью высмеять и показать ничтожность человека, возомнившего себя богом. В лексиконе этого бога самое употребляемое слово «я». Он искренно верит в безгрешность всего того, что говорит и делает. «В его понятии все то, что он делал,было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это». 

читать полностью. 

http://writing-detest.narod2.ru/tolstoi/voina_i_mir_kutuzov_i_napoleon/ 

© writing-detest
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz