Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) принадлежит к числу писателей, внесших наиболее значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX в. Особенности творчества Тургенева складывались из тогдашней обстановке в обществе. Писатель жил во времена, когда страна чувствовала нарастающие перемены, она нуждалась в отмене крепостного права. Дворянство еще не понимало этого и не хотело ничего менять, но основная масса крестьян опережала их в своем историческом развитии, крестьяне уже видели себя свободными. Молодой писатель вошел в литературу как поэт, но запомнился как бунтарь, давший новые мысли в развитии литературе. Он открывал новые темы для обсуждения, вносил новые направления развития мысли в литературе. Тургенев увидел, что страна нуждается в переменах, эту тему он поднимает в своих произведениях. Он рассказывал о простых крестьянах незаслуженно гонимых, и униженных, подчеркивал отношение к крепостным людям как к вещи, со стороны помещиков, все это выставлялось в его произведениях. Тургенев создал образ «нигилиста» Базарова, который отвергал сложившиеся устои дворянской культуры. Этим вызвал широкий резонанс в обществе. Роман обсуждали, о нем спорили, он внес несколько крупных кирпичиков в фундамент демократии. С предпосылками отмены крепостного права, появились ипредпосылки на изменение положения женщины в обществе, она теперь уже представлялась не только как хранительница очага, но и имела возможность, а точнее тогда только предпосылки к своему общественному развитию и становлению. Это так же было освещено Тургеневым в его литературе («Накануне», «Новь»). Еще одним исканием в творчестве писателя были вопросы о необычных состояниях человека, он пытается раскрыть тайны предчувствий, внушений, влиянии смерти на живых, генетических заболеваний и других необъяснимых явлений ( "Собака","Сон", "Песнь торжествующей любви", "Клара Милич").
|
Иван Сергеевич Тургенев "Отцы и дети"
Все творчество Тургенева бежит вперед по времени, опережая события или попадая в «настоящее время», не стоит забывать, что писатель жил давно. И в самом деле: Онегины и Печерены были в конце века, начали новый век и возможно начнут новую эру. Герои Тургенева несколько ограничены во времени, возможно, для этого Тургенев начинает свои романы весной, летом события накаляются и достигают окончательной высоты летом, а завершаются осенью или зимой. Кроме того все Тургеневские герои проходят испытание любовью, этого не избежит ни Лаврецкий, ни Базаров. Сначала роман «Отцы и дети» повергает в недоумение. Возникает целый ряд вопросов, настолько новым и незнакомым кажется сюжет. А ведь, правда, кто такой Базаров? Что несет в себе этот человек в длинном балахоне?... Нигилист? Что это? Как такое возможно? Да, неужели бывают такие люди? Однако по мере развития событий в романе становится ясно, что Базаровы бывают, хотя он и одинок в романе (ведь нельзя же отнести к нигилистам Ситникова и Кукушкину). В начале романа расположение, скорее всего, уходит на сторону Аркадия, чем Базарова, и вообще удивляет, почему Тургенев не доработал этот образ, однако если приглядеться, а ведь не зря же лицо Базарова, так подавляет другие образы. Всматриваясь внимательнее в лицо Павла Петровича, при всей его честности, правдивости, насколько глупой выглядит дуэль между ним и Базаровым. В романе немало подобных мест, которые заставляют задуматься о состоятельности дворянства на данный момент и заглянуть в будущее. Мы в наше время уже точно знаем, что дворянство себя изжило. Но насколько удивляет цинизм Базарова, «Мы с тобой те, же лягушки, только на ногах ходим» говорит он двум крепостным мальчикам, а как звучит фраза «Все люди похожи друг на друга, как деревья в лесу», как можно понять ее продолжение «как телом, так и душой». Нет, здесь уже никак нельзя согласиться с Базаровым, по этому утверждению выходит,что Базаров (он ведь человек) тоже похож на Павла Петровича и с чего бы тогда его должны злить поэтические наклонности последнего. При всей честности, душевной красоте Павла Петровича, несмотря на то, что этот человек уже прожил жизнь, он в ней не создал ничего нового, в отличие от Базарова, все, на чем он жил, основывалось на опыте предыдущих поколений, что само по себе верно, но великие люди, были все же людьми и насколько глупо предполагать, что они не допускали ошибок, кроме того сама по себе жизнь это в некотором роде стремление к прогрессу, недаром так усердно меняются в ходе эволюции простейшие и более сложные организмы, но человек не растение, если растения стремятся только выжить и продолжить свой род, то человек стремится, кроме того к нравственному и душевному величию, к развитию науки и только в единстве этих трех факторов возможен истинный прогресс. Нельзя упрекнуть Павла Петровича в неуважении музыки или искусства, он ценит и ценит на самом деле, а не потому,что это модно, а его «размеренная» жизнь и убеждения лишь вбиты в него воспитанием, он вполне оправдано для себя считает, что передовым классом в России является дворянство. И вправду ведь эти люди на данный момент являются наиболее образованными, ему просто не дано понять, насколько эти люди забиты в узкие рамки предыдущих авторитетов, он не может увидеть комизма данной ситуации. Павел Петрович, Николай Петрович, да и Аркадий стоят ближе к пониманию, нежели Базаров они более «живые», чем он, вполне возможно проследить их развитие и заранее предугадать их действия, но совершенно невозможно сказать, как мог появиться такой человек, как Базаров и куда он, в конце концов, придет. При первом знакомстве с ним единственное, что можно сказать в его пользу так это то, что он не просто говорит, а вносит свои собственные вклады в развитие общества, а именно в науку, но насколько отталкивает его отрицание всяких человеческих чувств, нежелание прислушиваться к советам предыдущих поколений, конечно, вполне похвально его стремление проверить все самому, но стоит все-таки учитывать и предыдущие знания с характерными ошибками. Просто не понятно, как Базаров может отрицать человеческие чувства, даже животные способны испытывать привязанность. С того момента, как в роман входит Одинцова, Базарова становится в некотором смысле слова жаль, он отрицатель всякого рода чувств не может удержать себя в руках. В ходе романа мы замечаем за Базаровым своего рода казусы, то легкое подергивание руки, то быстро мелькнувшее выражение лица, а когда в романе появляется Одинцова, становится совершенно ясно, что Базаров точно такой же человек, который между тем не хочет в этом сознаваться, не хочет в силу того, что нигилизм этого не допускает, и Базаров, видя в себе «человечность», не хочет в это верить, это для него как зараза, болезнь, которая никак не может отстать. В начале романа мы видим. Что герой злится на Павла Петровича и Николая Петровича именно из-за их «человечности», но по приезду к себе домой Базаров те, же чувства находит и в своих родителях, а в последствии и в Фенечке, из чего можно сделать выводы, что Базаров сознает некоторые «проколы» своего учения. Несмотря на некоторую жалость, которую вызывает Базаров у Одинцовой, становится совершенно ясно, какую силу несет в себе этот герой, уже нет той загадки над его жизнью. Любя Одинцову, он очень хорошо понимает, что из себя представляет эта женщина. Он не ошибается, Одинцова так же мало влюбляется в Базарова, как и в Аркадия, это такая же, как и все дворянка, точнее одна из них. По-моему Базаров не зря ее в этом упрекает в «изящной стороне жизни». Он очень хорошо понимает «Вы так непогрешительно правильно устроили вашу жизнь, что в ней не может быть места ни скуке, ни тоске…», «никаким тяжелым чувствам», «вы себя избаловали», потому, что вы очень любите комфорт, удобства, а ко всему остальному очень равнодушны. Но не сама ли Одинцова, вызванная на откровенность, высказывается «Впереди, передо мной – длинная, длинная дорога, а цели нет… Мне и не хочется идти». Базаров, несколько уточняет ее состояние: «Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье». Я считаю, что Базаров бежит от Одинцовой не только из-за «нигилизма», но и из-за самой Одинцовой. Возможно, его злость и бешенство объясняются не только его жизненными принципами – «это страсть, похожая на злобу, и быть может, сродни ей…», так же вызвана и тем, что его Одинцова не любит, а просто играет с «волком», которого хочется погладить по шерсти, а потом бросить на съеденье борзым, а самой остаться в шелках и мехах. Одинцова боится «волка», боится его любви и бежит от него, так как понимает, что для матерого волка отравленное мясо не приманка, она понимает, чего это может ей стоить. Однако именно с Одинцовой у Базарова много общего, может, поэтому они и «сошлись». Одинцова не зря так отличается от всех дворянок, может она и права в том, что может полюбить. Она умна и любопытна, умеет спорить, опираясь на серьезные доводы. Но в остальном, ум Одинцовой «выливается» в «жизнь без скуки и тоски», у нее нет сердечности Павла Петровича, но она прекрасно, в отличие от него усвоила свое превосходство над Кукушкиными и Ситниковыми, и ее жизнь, несмотря на комфорт, не может быть прекрасной именно из-за своего однообразия, не мудрено, что она скучает. Именно из-за скуки она пригласила к себе на жительство двух студентов, и скорее всего в любви Базарова ищет для себя развлечения. Смерть Базарова не случайность, он был обречен на гибель – это герой будущего, его не может быть в этом времени, и я придерживаюсь линии, что Тургенев убил Базарова отнюдь не нечаянно, не раскрыв героя полностью, он выиграл. Теперь не нужно идти дальше в будущее и выяснять, куда заведет Базарова его нигилизм, такой финал наиболее достоин для героя, так как не требует у читателя от него отчета за свои взгляды. Кроме того роман выиграл в литературном плане тем, что получает неплохой финал, который дает много поводов для фантазий и размышлений, ведь лучше не рассказать, чем сказать все и не оставить ничего для собственных выводов. У меня роман Тургенева «Отцы и дети» вызывает восхищение сложностью героев. Насколько непонятен Базаров, о нем нельзя сказать, что этот герой во всем положителен, что за ним стоит автор. Нельзя сказать, что Одинцова, Кукушкина и другие во всем отрицательны. Можно только охарактеризовать их отдельные поступки и то с некоторым уточнением. |
|
© writing-detest
|